Савельева Юлия Константиновна Воспитатель
Дидактические игрыДидактические игры по развитию речи и ориентировке в окружающем
Кто что ест
Цель: познакомить детей с тем, что едят животные. Следует использовать строительный материал для постройки домиков и игрушки, изображающие животных (кошку, петуха и козу), и соответствующую еду. Ход игры: «Вот, дети, сейчас мы построим домики. Кто же будет в них жить? (строит). Вот в этом домике будет жить кошка, в этом коза, а еще один домик мы построим для петушка. Сейчас мы будем их кормить. Кто хочет покормить кошечку? Наташа, ты хочешь? Иди покорми. А ты знаешь, что ест кошка»? Наташа отвечает: «Молоко, я дам ей молока». «Хорошо, Наташа, возьми мисочку с молоком и покорми кошечку». Юра говорит: «Я хочу покормить козочку». Воспитательница отвечает: «Хорошо, Юра, покорми козочку. А ты знаешь, что она ест? Она ест травку или сено. Возьми, здесь у меня приготовлено сено». Юра кормит козочку, а затем дает ей попить воды. «А петушок тоже хочет кушать —он любит клевать зернышки. Кто ему зернышек даст? Иди, Таня, насыпь петушку зернышек. Ну вот, детки, всех зверюшек мы. накормили, а теперь они будут спать, а мы пойдем гулять». Отгадай и назови Цель: знакомство с назначением разных предметов. Берется набор различных игрушек и предметов, напри* мер мяч, корзинка, карандаш, наперсток, погремушка и другие в коробке. Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей в 10—12 человек, которые усаживаются полукругом на стульчиках. Посредине стоит стол. Воспитательница показывает детям взятые для игры пособия и спрашивает: «Что это?» Дети называют: корзиночка, утюг и пр. Воспитательница: Для чего он (она) нужен (нужна)? Дети: Собирать ягоды, гладить. Воспитательница (поясняет): Да, корзиночка нужна, чтобы собирать в лесу ягоды или грибы, утюгом гладят белье и платье. Если дети не назовут показанный предмет, воспитательница называет его сама и объясняет его назначение. Каждый рассматриваемый предмет воспитательница ставит перед детьми на стол. Когда рассмотрены все предметы или игрушки, она вызывает детей по одному и предлагает принести игрушку, не называя ее, а говорит примерно так: «Принеси мне то, что надо взять с собой, чтобы собрать грибы или ягоды, или то, в чем мама варит суп или кашу» и т. д. Ребенок раньше, чем выполнить задание, должен внимательно выслушать воспитательницу. Взятый со стола предмет ребенок убирает в находящуюся у воспитательницы коробку. Примечание: игрушек должно быть на 1—2 больше количества участвующих детей, чтобы у последнего вызванного ребенка была возможность выбора. Игра в лото Участвуют в занятии 6—8 человек. Цель: учить называть все имеющиеся в данном лото изображения, упражнять детей в умении сравнивать и различать предметы. Начинают с 3—5 человек, по мере усвоения ее правил число играющих увеличивается до 8—10. Для игры берется один из видов лото (игрушки, животные, одежда, мебель и др.). большинство названий которого известно детям. Количество больших карточек должно равняться числу детей. Кроме того, должна быть одна добавочная карта для воспитательницы. Допустимо, чтобы у 2—3 детей карты были одинаковые, поэтому в игре может быть использовано 2 набора лото одного и того же названия. На большой карте должно быть не больше 3—4 изображений. Ход игры: воспитательница говорит: «Сейчас я покажу детям картинки», — показывает по одной маленькой картинке, спрашивая у детей, что это. Если дети молчат, сама называет, повторно спрашивает и просит повторить. Поправляет, если дети неправильно называют или неверно произносят слова. Показав все карточки, она кладет на стол одну из больших карт и вместе с детьми рассматривает изображения на ней и называет их. Потом показывает одну из маленьких картинок и спрашивает у детей, кто на картинке. После того, как изображение названо, предлагает найти и показать такую же на большой карте: «Тут петушок. А где еще петушок? Вот еще петушок! На маленькой картинке петушок и на большой тоже петушок. Давайте, закроем его, вот так закроем». И закрывает петушка на большой карте маленькой картинкой рисунком вниз. Постепенно дети начинают сами показывать карточки. При этом обычно ребенок показывает картинку и сам называет ее, не дожидаясь, пока это сделают другие. «Гусь, у кого есть гусь?» Против этого не следует возражать, так как основная цель занятия — упражнение в активной речи — достигается. Когда дети хорошо усвоят правила игры, активно следят за ходом игры и сами уже показывают маленькие картинки, можно, не прекращая организованных игр в лото, давать детям в самостоятельное пользование хорошо знакомые наборы лото, но объединяя в игре не больше 2—3 детей. Предметное лото
Цель: уметь различать, называть и сравнивать объемные предметы с их изображением на картинках. Берутся маленькие деревянные предметы и карты (фанерные или картонные) с изображением этих же предметов. Шестеро человек за столом с воспитательницей. Ход игры: воспитательница вынимает из коробки объемные предметы данного лото, спрашивает, что это, называет их, убирает обратно. Раздает каждому по карте с изображением 4 предметов, рассматривает с детьми картинки, задает вопросы: «Как они называются?». Затем вынимает из коробочки один предмет и спрашивает: «Что это?» После того, как название определено, обращается к детям: «У кого кувшинчик?» Ребенок, у которого изображен данный предмет, говорит: «У меня», получает его, называет и ставит на соответствующее изображение. После усвоения содержания игры дети играют самостоятельно. Дидактические игры на дифференцирование и называние цвета Перекладывание цветных шариков
Цель: научить различать и называть основные цвета (в данной игре — красный и-синий). Для игры используются красные и синие шарики в красной и синей корзинках. Ход игры: 8—10 детей сидят полукругом на стульчиках, воспитательница — напротив за столом. Воспитательница приносит красную и синюю корзинки и шарики тех же цветов, показывает детям, дает каждому по шарику и спрашивает, какого он цвета. Затем она садится за стол, ставит на него корзинки и говорит: «Наташа и Вова, подойдите к столу. Вова; какого цвета у тебя шарик?»— Вова отвечает. Воспитательница говорит: «По-» ложи в красную корзиночку свой красный шарик. А у тебя, Наташа, какого цвета шарик? У тебя синий шарик. Положи свой синий шарик в синюю корзиночку. Ты неправильно положила, ты положила синий шарик в красную корзиночку. Вынь синий шарик и положи его в синюю корзиночку. Теперь правильно. Садитесь, дети, на место». Воспитательница вызывает опять двоих детей и снова предлагает назвать цвет своих шариков и положить в корзинки тех же цветов. Катание цветных шариков
Цель: различать и называть основные цвета, развивать координированные движения руки. Для игры используются воротца 4 цветов (красные, синие, желтые, зеленые) и шарики тех же цветов по 2 шарика каждого цвета в ящике. Ход игры: дети сидят на стульях полукругом. Воспитательница — за детским столом перед ними. Воспитательница приносит 4 цветных воротца, показывает детям, спрашивает, какого они цвета, и ставит в ряд перед детьми. Вызывает детей по очереди, предлагает взять из ящика шарик по своему выбору. Спрашивает? «Наташа, скажи, пожалуйста, какого цвета твой шарик?» «Красный!» — «Правильно, покати его через красные ворота. Возьми зеленый шарик. Нет, это не зеленый шарик, это синий. Возьми зеленый. Покати его через зеленые ворота. Теперь возьми еще синий шарик, правильно, покати его через синие ворота. Садись на место, теперь подойдет Вова». Таким же образом воспитательница вызывает еще несколько человек. Для знакомства с основными цветами можно использовать цветные лоскутки и «цветные фоны» с изображением мелких предметов соответствующих цветов к ним. Дидактические игры на дифференцирование формы
Узнавание игрушки на ощупь
Цель: уметь на ощупь по форме узнать предмет а назвать его. Для игры используются картонная муфточка и мешочек с игрушками по количеству детей. Например, мячик, куколка, машина, тарелочка, шарик, кубик, кирпичик и т. п. Игрушки детям знакомы. Ход игры: 5—6 детей сидят на стульях. Воспитательница показывает детям муфточку и мешочек с игрушками. Предлагает детям отвернуться и не смотреть, а в это время кладет в муфточку одну игрушку. Вызывает одного ребенка, дает ему муфточку, показывает, как вложить в нее руки и предлагает сказать, какая игрушка там лежит. Ребенок должен, ощупывая двумя руками, назвать игрушку. После этого он вынимает ее и показывает детям. В течение игры воспитательница предлагает детям по очереди опустить одну руку в мешочек, ощупать одну из игрушек, назвать ее и вынуть.
Потрогайте и угадайте, что я вам дала
Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме. Используются мелкие предметы, знакомые детям. Количество преметов соответствует количеству детей (шарик, кубик, кирпичик, катушка, карандаш и др.), Ход игры: 5—6 детей сидят полукругом на стульях, воспитательница предлагает детям положить руки за спину, показывает мешочек с мелкими игрушками и говорит: «Сейчас я каждому из этого мешочка что-то положу в руку. Вы не смотрите, а потрогайте и узнайте. Потом я спрошу, у кого что есть». Обращается по очереди к детям: «Наташа, что у тебя в руках? Не смотри и скажи». — Наташа называет. — «Теперь покажи. Правильно. У тебя шарик, положи его в мешочек». Так, по очереди опрашивает каждого. При повторных занятиях комплект предметов обновляется и увеличивается количество детей до 10—12. Дидактические игры на дифференцирование контрастных размеров
Большая и маленькая куклы
Цель: различать и называть предметы по величине. Берутся: кукла, стол, стул, посуда больших размеров и такие же предметы — маленькие. Ход занятия: дети сидят полукругом на стульях, воспитательница напротив за детским столом. Воспитательница ставит на стол справа кукольный стол и стул больших размеров и сажает крупную куклу, а слева — маленькую мебель и сажает маленькую куклу. После этого обращается к детям: «Это большая кукла, а эта — маленькая. Большая — сидит на большом стуле, около большого стола. Большую куклу зовут Катя, а маленькую куколку—Катюша. Зачем они сели за стол, Наташа?» «Наверное, им пора завтракать. Спросите у Кати и Катюши, мыли они руки?» Наклоняется по очереди к обеим куклам и говорит детям: «Катя и Катюша говорят, что они мылись. Завяжем им салфетки и будем их кормить. Нина, подойди ко мне (показывает две тарелки — большую и маленькую). Из какой тарелки мы будем кормить Катю? А Катюшу? Правильно, Катя большая, поставь перед ней большую тарелку, а Катюша маленькая, поставь перед ней маленькую тарелочку. Юра, подойди. У меня две ложки, дай ложки Кате и Катюше. Правильно. Катя большая, ей нужно дать большую ложку, а Катюша маленькая, ей надо дать маленькую ложку. Марина, подойди, покажи, это какая кукла? (показывает на Катю). Большая, правильно. Покорми большую куклу Катю из большой тарелки большой ложкой. А ты, Оля, подойди, и скажи, какая это кукла, большая или маленькая? (Показывает на Катюшу). Правильно, это маленькая куколка — Катюша. Покорми маленькую куклу с маленькой тарелочки, маленькой ложкой». Вместо кукол можно брать другие игрушки.
Дидактическая игра на развитие числовых представлений Много, мало
Цель: сформировать представления много, мало, один. Используется мишка, кукла, мешок с кубиками (шариками, орехами, шишками) и 2 мисочки. Ход игры: 10—12 детей полукругом, воспитательница перед ними за столом. Воспитательница сажает на стол мишку и куклу и ставит перед ними по миске, показывает детям свой мешок с кубиками и говорит: «Тут в мешочке у меня много кубиков, а у Кати и Мишки нет ничего. Сейчас я насыплю им кубиков». — Насыпает в миску кукле много кубиков, а Мишке 2—3 штуки.—• «Смотрите, дети, у Кати много кубиков, а у Мишки мало. Надо чтобы Катя с Мишкой поделилась». — Пересыпает. — «Теперь у Мишки стало много кубиков, а у Кати мало». «Мишка, поделись кубиками с детьми». Воспитательница наклоняется к Мишке, и спрашивает: «Миша, ты кому хочешь дать свои кубики?» После паузы: «Он хочет дать кубики Сереже! Иди сюда, Сережа, возьми кубики у Миши. Теперь у тебя кубиков много, а у Мишки нет ничего, дай ему один кубик. А ты с кем хочешь поделиться? С Наташей? Оставь себе один, а остальные дай Наташе». Таким образом дети делятся кубиками, оставляя себе по одному. В конце игры они возвращают все кубики кукле и Мишке. Дидактические игры для развития слухового восприятия Скажи, что звучит?
Цель: различать звучание различных музыкальных .инструментов: (колокольчика, барабана, дудочки). Ход игры: дети сидят на стульях полукругом. Воспитательница напротив за столом. «Дети, смотрите, что я принесла — это барабан. Послушайте, как я бью палочками в барабан: трам-там-там, трам-там-там. А теперь, Вова, подойди побей в барабан палочками. Кто еще хочет. А это колокольчик динь-динь-динь. Вот как он звенит. Подойди, Люся, позвени колокольчиком. Так, а это дудочка, послушайте, как я буду на ней играть ду-ду-ду (детям дудочку в руки не дает). А теперь послушайте, что звучит? Встаньте, повернитесь спиной ко мне и слушайте внимательно. Стойте, не поворачивайтесь, послушали? Повернитесь и скажите, на чем я играла. Правильно, Наташа угадала, я играла на дудочке. Еще раз отвернитесь и послушайте, что звучит. Правильно, Юра, барабан». Для усложнения игры можно ввести еще какие-нибудь музыкальные инструменты. Например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др. Что я делаю?
Цель: различать по звуку действия с различными предметами: мяч, 2 кубика, говорящая кукла, озвученный волчок и т. п. Ход игры: дети сидят, воспитательница прячется за ширму, стоящую перед ней (ширма закрывает ее до пояса), игрушки за ширмой. Воспитательница предлагает детям сидеть тихо, послушать и угадать, с какой игрушкой она будет играть. Уходит за ширму, берет, например, мяч и бросает его на пол. Спрашивает одного ребенка: «Лена, как ты думаешь, с чем я играю?» Если ребенок не угадал, повторяет игру с мячом и спрашивает другого. Затем стучит кубиком о кубик или заводит волчок. Дает время детям послушать и опять спрашивает. Когда ребенок дает правильный ответ, дети и воспитательница хлопают в ладоши.
Где звенит? (Куда спрятался Вова?) Воспитательница дает одному ребенку погремушку или колокольчик, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Няня подзывает к себе детей, чтоб их отвлечь. Воспитательница в это время прячется где-нибудь в комнате или выходит за дверь вместе с ребенком и предлагает ему звенеть погремушкой. Дети по направлению звука отыскивают спрятавшегося товарища. Игра повторяется по желанию детей. В дальнейшем дети прячутся самостоятельно. Дидактические игры на внимание и память Сделай, как было
Цель: заметить перемену в расположении игрушек. Берутся 4—5 игрушек, знакомых детям (пирамида, автомобиль, кукольная кроватка, кукла). Ход игры: 10—12 человек сидят на стульях полукругом. Воспитательница, сидя за детским столом перед детьми, вынимает из мешочка игрушки, рассматривает их с детьми, называет и расставляет на столе. «Посмотрите, дети, на эти игрушки, как они лежат на столе. Подойди к столу, Наташа, посмотри внимательно и запомни, где что лежит. Ты отвернешься, а я одну игрушку переложу, повернешься — скажешь, что я переложила и сделаешь, как было. Отвернись!» — Перекладывает, например, куклу кладет на кровать. Обращается к Наташе: «Теперь посмотри и сделай, как было, скажи, где была кукла? Правильно. Кукла на кровати не лежала, она сидела вот тут на стуле». Наташа садится на место. Вызывает второго ребенка и снова повторяет то, что говорила Наташе. Когда он отвернулся, кладет, например, пирамиду на машину. Таким образом, перемещая игрушки, она предлагает по очереди сказать, что изменилось и сделать, как было. Усложнение игры может быть за счет увеличения количества предметов. Когда игра усвоена, можно предложить отвернуться всем детям, а затем вызвать одного из них, чтобы он сделал, как было.
Чего не хватает?
Цель: определить, что спрятано. Для игры используются игрушки средней величины, можно предметы домашнего обихода (4—8 штук). Ход игры: 10—12 детей сидят на стульях полукругом. Воспитательница у стола лицом к детям. «Дети, смотрите, что я вам принесла! Вы называйте, а я буду ставить на стол». Дети называют предметы, воспитательница ставит их на стол и еще раз называет каждый предмет. Затем воспитательница закрывает салфеткой расставленные предметы и один из них незаметно для детей прячет к себе на колени. Чтобы привлечь внимание детей, считает до трех и затем снимает салфетку. «Дети, кто скажет, что я спрятала, чего здесь не хватает? — Кто хочет сказать? Ты, Наташа? Правильно, Наташа, здесь лежала куколка, вот она, возьми. Теперь еще раз посмотрим, что у нас?» Еще раз показывает предметы, предлагает детям их назвать и таким же образом закрывает их и прячет новый предмет. Игра повторяется несколько раз. Усложняя игру, можно вводить большее число предметов. Таким же образом можно проводить игру «Что прибавилось?», начиная с 3 предметов, добавляя постепенно до 5—6. Изменение количества предметов на столе дает возможность участвовать в игре детям с разной степенью, внимания и памяти. Сюрпризы
Цель: запомнить и сказать, что в пакетиках. Берутся мелкие предметы и игрушки, завернутые каждый в бумажную салфетку (по количеству детей). Ход игры: подгруппа 8—10 человек вокруг двух сдвинутых столов. Воспитательница приносит и ставит на стол коробку с пакетиками. «Я принесла вам коробку, а в ней какие-то пакетики. Интересно, что это такое? Хотите посмотреть?» Вынимает один пакетик и, проявляя большую заинтересованность, разворачивает. «Что это?». Дети называют. Если дети не могут назвать пред* мет, называет его сама и ставит на стол. Затем дает пакетик одному ребенку, предлагает развернуть, сказать, что у него, и показать детям. Таким образом все пакетики развернуты, бумага аккуратно сложена. Все выставленное на стол рассматривается. Выясняется, для чего служит тот или иной предмет, его цвет, форма и т. п. Затем воспитательница предлагает каждому завернуть один предмет и положить снова в коробку. «Что ты завернула в пакетик, Наташа?, — спрашивает воспитательница.— А Юра? А Вова?» и т. д. Тем самым воспитательница заставляет каждого ребенка вспомнить название завернутого им предмет Угадай-ка! Цель: угадывать действия других детей. Ход игры: дети сидят на стульях полукругом, воспитательница напротив. Воспитательница предлагает одному из детей выйти из комнаты или спрятаться за шкаф, чтобы он не видел, что делают остальные дети, и показывает какое-нибудь действие, которому дети должны подражать. Например, все должны умываться, или причесываться, или пить из чашечки, зашнуровывать ботинки и т. п. Воспитательница предлагает позвать ушедшего ребенка, говоря стихотворение, известное в детских учреждениях, которое дети за ней повторяют: Выходи-ка, наш товарищ, Посмотри-ка ты на нас, Угадай-ка, наш товарищ, Что мы делаем сейчас, Что мы делаем, не скажем, Что мы делаем, покажем. Ребенок подходит к детям, воспитательница совместно с детьми начинают выполнять задуманное действие, угадавший садится в круг, а другому ребенку предлагается выйти из комнаты, и игра повторяется. Кто ушел? Цель: угадать, кто ушел. Ход игры: половина группы детей сидит на стульях. Сбоку четыре стула для участников игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут угадывать, кто ушел? Вызывает 4 детей. Трое садятся в ряд, 4-й напротив них. Воспитательница предлагает ему внимательно посмотреть, кто сидит напротив, сказать, как их зовут, и уйти в другую комнату. Один из трех прячется» Угадывающий возвращается и садится на свое место* «Вова, посмотри внимательно и скажи, кто ушел»? Если он угадал, спрятавшийся выбегает, и все хлопают в ладоши. Эта четверка садится на свои места, а воспитательница вызывает новых 4 детей, и игра возобновляется. Усложнение: увеличивать число детей и угадывать, кто ушел из 4 и 5 детей. Занятия для развития мелкой моторики рук
Вышивание Цель: втыкание шнурка в дырочки. Для занятия используются картонные полоски с выбитыми дыроколом дырочками. К одной дырочке привязан шнурок или кусок сутажа с твердым кончиком (шнурки лучше цветные). Занятие проводится индивидуально с каждым ребенком. Ход занятия: воспитательница дает ребенку планку с дырочками и показывает, как надо «вышивать». Сначала ребенок втыкает куда попало, затем, подражая взрослому, усваивает как вдевать в дырочки по порядку, чтобы получилось красиво. После того, как ребенок овладел способом вышивания, нужно давать ему вышивать самостоятельно. Взрослый следит за тем, чтобы дети бережно обращались со своей работой, не сгибали картонки, не рвали. После занятия все складывается аккуратно в коробку и убирается в шкаф. Нанизывание колец
Цель: втыкать шнурок в отверстие колец. Берутся кольца с небольшим просветом (1—0,5 см) или косточки от счетов, или катушки, окрашенные в основные цвета. Занятия проводятся индивидуально. Ход занятия: воспитательница дает ребенку горсточку «колец» и шнурок с закрепленным одним концом, чтобы кольца не проскакивали, показывает ребенку, как надо держать кольцо в левой руке, правой рукой брать кончик шнурка и пропускать в кольцо. Во время занятия не следует много разговаривать, нужно дать ребенку сосредоточиться. Взрослый может предложить выбрать из общей кучки, например, красные колечки, только их и нанизывать на шнурок. Взрослый спрашивает у ребенка, какого цвета колечко. Если ребенок говорит неправильно, взрослый должен назвать цвет. Когда все колечки нанизаны, воспитательница связывает концы шнурка, хвалит ребенка и предлагает ему убрать все в коробку. Если ребенок не устал, можно дать ему другой шнурок и другие колечки. 17 октября 2016 в 10:59
Прикреплённые файлы:Документ: Дидактические игры Описание файла:Файл называется: didakticheskie-igry-dlya-detey-1-ml-gr_b43ik.doc Это официальный файл организации «Савельева Юлия Константиновна Воспитатель», в нём содержится Дидактические игры. Размер файла: 0,07 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.