Савельева Юлия Константиновна Воспитатель

Дидактические игры

 Дидактические игры по развитию речи

и ориентировке в окружающем

 

Кто что ест

 

Цель: познакомить детей с тем, что едят животные. Следует использовать строительный материал для по­стройки домиков и игрушки, изображающие животных (кошку, петуха и козу), и соответствующую еду.

Ход игры: «Вот, дети, сейчас мы построим домики. Кто же будет в них жить? (строит). Вот в этом домике будет жить кошка, в этом коза, а еще один домик мы построим для петушка. Сейчас мы будем их кормить. Кто хочет покормить кошечку? Наташа, ты хочешь? Иди покорми. А ты знаешь, что ест кошка»?

Наташа отвечает: «Молоко, я дам ей молока». «Хо­рошо, Наташа, возьми мисочку с молоком и покорми кошечку». Юра говорит: «Я хочу покормить козочку». Воспитательница отвечает: «Хорошо, Юра, покорми ко­зочку. А ты знаешь, что она ест? Она ест травку или сено. Возьми, здесь у меня приготовлено сено». Юра кормит козочку, а затем дает ей попить воды.

«А петушок тоже хочет кушать —он любит клевать зернышки. Кто ему зернышек даст? Иди, Таня, насыпь петушку зернышек. Ну вот, детки, всех зверюшек мы. накормили, а теперь они будут спать, а мы пойдем гу­лять».

Отгадай и назови

Цель: знакомство с назначением разных предметов. Берется набор различных игрушек и предметов, напри* мер мяч, корзинка, карандаш, наперсток, погремушка и другие в коробке.

Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей в 10—12 человек, которые усаживаются полукругом на стульчиках. Посредине стоит стол. Воспитательница по­казывает детям взятые для игры пособия и спрашивает: «Что это?» Дети называют: корзиночка, утюг и пр.

Воспитательница: Для чего он (она) нужен (нужна)?

Дети: Собирать ягоды, гладить.

Воспитательница (поясняет): Да, корзиночка нужна, чтобы собирать в лесу ягоды или грибы, утюгом гладят белье и платье.

Если дети не назовут показанный предмет, воспита­тельница называет его сама и объясняет его назначение. Каждый рассматриваемый предмет воспи­тательница ставит перед детьми на стол. Когда рассмот­рены все предметы или игрушки, она вызывает детей по одному и предлагает принести игрушку, не называя ее, а говорит примерно так: «Принеси мне то, что надо взять с собой, чтобы собрать грибы или ягоды, или то, в чем мама варит суп или кашу» и т. д.

Ребенок раньше, чем выполнить задание, должен внимательно выслушать воспитательницу. Взятый со стола предмет ребенок убирает в находящуюся у воспи­тательницы коробку.

Примечание: игрушек должно быть на 1—2 боль­ше количества участвующих детей, чтобы у последнего вызванного ре­бенка была возможность выбора.

  Игра в лото

 Участвуют в занятии  6—8 человек.

Цель: учить называть все имеющиеся в данном лото изображения, упражнять детей в умении сравнивать и различать предметы.

Начинают с 3—5 человек, по мере усвоения ее пра­вил число играющих увеличивается до 8—10.

Для игры берется один из видов лото (игрушки, животные, одежда, мебель и др.). большинство названий которого известно детям. Количество больших карточек должно равняться числу детей. Кроме того, должна быть одна добавочная карта для воспитательницы. Допусти­мо, чтобы у 2—3 детей карты были одинаковые, поэтому в игре может быть использовано 2 набора лото одного и того же названия. На большой карте должно быть не больше 3—4 изображений.

Ход игры: воспитательница говорит: «Сейчас я по­кажу детям картинки», — показывает по одной малень­кой картинке, спрашивая у детей, что это. Если дети молчат, сама называет, повторно спрашивает и просит повторить. Поправляет, если дети неправильно назы­вают или неверно произносят слова. Показав все карточ­ки, она кладет на стол одну из больших карт и вместе с детьми рассматривает изображения на ней и называет их. Потом показывает одну из маленьких картинок и спрашивает у детей, кто на картинке. После того, как изображение названо, предлагает найти и показать та­кую же на большой карте: «Тут петушок. А где еще пе­тушок? Вот еще петушок! На маленькой картинке пету­шок и на большой тоже петушок. Давайте, закроем его, вот так закроем». И закрывает петушка на большой карте маленькой картинкой рисунком вниз. Постепенно дети начинают сами показывать карточ­ки. При этом обычно ребенок показывает картинку и сам называет ее, не дожидаясь, пока это сделают дру­гие. «Гусь, у кого есть гусь?» Против этого не следует возражать, так как основная цель занятия — упражне­ние в активной речи — достигается.

Когда дети хорошо усвоят правила игры, активно следят за ходом игры и сами уже показывают малень­кие картинки, можно, не прекращая организованных игр в лото, давать детям в самостоятельное пользование хо­рошо знакомые наборы лото, но объединяя в игре не больше 2—3 детей.

Предметное лото

 

Цель: уметь различать, называть и сравнивать объ­емные предметы с их изображением на картинках.

Берутся маленькие деревянные предметы и карты (фанерные или картонные) с изображением этих же предметов.

Шестеро человек за столом с воспитательницей.

Ход игры: воспитательница вынимает из коробки объемные предметы данного лото, спрашивает, что это, называет их, убирает обратно. Раздает каждому по кар­те с изображением 4 предметов, рассматривает с детьми картинки, задает вопросы: «Как они назы­ваются?».

Затем вынимает из коробочки один предмет и спра­шивает: «Что это?» После того, как название определе­но, обращается к детям: «У кого кувшинчик?» Ребенок, у которого изображен данный предмет, говорит: «У ме­ня», получает его, называет и ставит на соответствую­щее изображение.

После усвоения содержания игры дети играют самостоятельно.

Дидактические игры на дифференцирование

и называние цвета

Перекладывание цветных шариков

 

Цель: научить различать и называть основные цвета (в данной игре — красный и-синий).

Для игры используются красные и синие шарики в красной и синей корзинках.

Ход игры: 8—10 детей сидят полукругом на стуль­чиках, воспитательница — напротив за столом. Воспита­тельница приносит красную и синюю корзинки и шарики тех же цветов, показывает детям, дает каждому по ша­рику и спрашивает, какого он цвета. Затем она садится за стол, ставит на него корзинки и говорит: «Наташа и Вова, подойдите к столу. Вова; какого цвета у тебя ша­рик?»— Вова отвечает. Воспитательница говорит: «По-» ложи в красную корзиночку свой красный шарик. А у тебя, Наташа, какого цвета шарик? У тебя синий шарик. Положи свой синий шарик в синюю корзиночку. Ты не­правильно положила, ты положила синий шарик в крас­ную корзиночку. Вынь синий шарик и положи его в синюю корзиночку. Теперь правильно. Садитесь, дети, на место».

Воспитательница вызывает опять двоих детей и сно­ва предлагает назвать цвет своих шариков и положить в корзинки тех же цветов.

Катание цветных шариков

 

Цель: различать и называть основные цвета, разви­вать координированные движения руки.

Для игры используются воротца 4 цветов (красные, синие, желтые, зеленые) и шарики тех же цветов по 2 шарика каждого цвета в ящике.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом. Воспи­тательница — за детским столом перед ними. Воспита­тельница приносит 4 цветных воротца, показывает де­тям, спрашивает, какого они цвета, и ставит в ряд пе­ред детьми. Вызывает детей по очереди, предлагает взять из ящика шарик по своему выбору. Спрашивает? «Наташа, скажи, пожалуйста, какого цвета твой ша­рик?» «Красный!» — «Правильно, покати его через крас­ные ворота. Возьми зеленый шарик. Нет, это не зеленый шарик, это синий. Возьми зеленый. Покати его через зеленые ворота. Теперь возьми еще синий шарик, пра­вильно, покати его через синие ворота. Садись на место, теперь подойдет Вова». Таким же образом воспитатель­ница вызывает еще несколько человек.

Для знакомства с основными цветами можно исполь­зовать цветные лоскутки и «цветные фоны» с изображе­нием мелких предметов соответствующих цветов к ним.

Дидактические игры на дифференцирование формы

 

Узнавание игрушки на ощупь

 

Цель: уметь на ощупь по форме узнать предмет а назвать его. Для игры используются картонная муфточ­ка и мешочек с игрушками по количеству детей. Напри­мер, мячик, куколка, машина, тарелочка, шарик, кубик, кирпичик и т. п. Игрушки детям знакомы.

Ход игры: 5—6 детей сидят на стульях. Воспитатель­ница показывает детям муфточку и мешочек с игруш­ками. Предлагает детям отвернуться и не смотреть, а в это время кладет в муфточку одну игрушку. Вызывает одного ребенка, дает ему муфточку, показывает, как вложить в нее руки и предлагает сказать, какая игруш­ка там лежит. Ребенок должен, ощупывая двумя рука­ми, назвать игрушку. После этого он вынимает ее и по­казывает детям.

В течение игры воспитательница предлагает детям по очереди опустить одну руку в мешочек, ощупать одну из игрушек, назвать ее и вынуть.

 

Потрогайте и угадайте, что я вам дала

 

Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.

Используются мелкие предметы, знакомые детям. Количество преметов соответствует количеству детей (шарик, кубик, кирпичик, катушка, карандаш и др.),

Ход игры: 5—6 детей сидят полукругом на стульях, воспитательница предлагает детям положить руки за спину, показывает мешочек с мелкими игрушками и го­ворит: «Сейчас я каждому из этого мешочка что-то по­ложу в руку. Вы не смотрите, а потрогайте и узнайте. Потом я спрошу, у кого что есть». Обращается по оче­реди к детям: «Наташа, что у тебя в руках? Не смотри и скажи». — Наташа называет. — «Теперь покажи. Пра­вильно. У тебя шарик, положи его в мешочек». Так, по очереди опрашивает каждого. При повторных занятиях комплект предметов обновляется и увеличивается коли­чество детей до 10—12.

Дидактические игры на дифференцирование

контрастных размеров

 

Большая и маленькая куклы

 

Цель: различать и называть предметы по величине. Берутся: кукла, стол, стул, посуда больших размеров и такие же предметы — маленькие.

Ход занятия: дети сидят полукругом на стульях, вос­питательница напротив за детским столом. Воспитатель­ница ставит на стол справа кукольный стол и стул боль­ших размеров и сажает крупную куклу, а слева — маленькую мебель и сажает маленькую куклу. После этого обращается к детям: «Это большая кукла, а эта — маленькая. Большая — сидит на большом стуле, около большого стола. Большую куклу зовут Катя, а малень­кую куколку—Катюша. Зачем они сели за стол, На­таша?»

«Наверное, им пора завтракать. Спросите у Кати и Катюши, мыли они руки?» Наклоняется по очереди к обеим куклам и говорит детям: «Катя и Катюша говорят, что они мылись. Завяжем им салфетки и будем их кор­мить. Нина, подойди ко мне (показывает две тарелки — большую и маленькую). Из какой тарелки мы будем кормить Катю? А Катюшу? Правильно, Катя большая, поставь перед ней большую тарелку, а Катюша малень­кая, поставь перед ней маленькую тарелочку. Юра, по­дойди. У меня две ложки, дай ложки Кате и Катюше. Правильно. Катя большая, ей нужно дать большую лож­ку, а Катюша маленькая, ей надо дать маленькую лож­ку. Марина, подойди, покажи, это какая кукла? (пока­зывает на Катю). Большая, правильно. Покорми боль­шую куклу Катю из большой тарелки большой ложкой. А ты, Оля, подойди, и скажи, какая это кукла, большая или маленькая? (Показывает на Катюшу). Правильно, это маленькая куколка — Катюша. Покорми маленькую куклу с маленькой тарелочки, маленькой ложкой».

Вместо кукол можно брать другие игрушки.

 

Дидактическая игра на развитие числовых представлений

Много, мало

 

Цель: сформировать представления много, мало, один.

Используется мишка, кукла, мешок с кубиками (ша­риками, орехами, шишками) и 2 мисочки.

Ход игры: 10—12 детей полукругом, воспитатель­ница перед ними за столом. Воспитательница сажает на стол мишку и куклу и ставит перед ними по миске, по­казывает детям свой мешок с кубиками и говорит: «Тут в мешочке у меня много кубиков, а у Кати и Мишки нет ничего. Сейчас я насыплю им кубиков». — Насыпает в миску кукле много кубиков, а Мишке 2—3 штуки.—• «Смотрите, дети, у Кати много кубиков, а у Мишки мало. Надо чтобы Катя с Мишкой поделилась». — Пересыпает. — «Теперь у Мишки стало много кубиков, а у Кати мало».

«Мишка, поделись кубиками с детьми». Воспитатель­ница наклоняется к Мишке, и спрашивает: «Миша, ты кому хочешь дать свои кубики?» После паузы: «Он хо­чет дать кубики Сереже! Иди сюда, Сережа, возьми ку­бики у Миши. Теперь у тебя кубиков много, а у Мишки нет ничего, дай ему один кубик. А ты с кем хочешь по­делиться? С Наташей? Оставь себе один, а остальные дай Наташе». Таким образом дети делятся кубиками, оставляя себе по одному. В конце игры они возвращают все кубики кукле и Мишке.

Дидактические игры для развития слухового восприятия

Скажи, что звучит?

 

Цель: различать звучание различных музыкальных .инструментов: (колокольчика, барабана, дудочки).

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом. Воспи­тательница напротив за столом. «Дети, смотрите, что я принесла — это барабан. Послушайте, как я бью палоч­ками в барабан: трам-там-там, трам-там-там. А те­перь, Вова, подойди побей в барабан палочками. Кто еще хочет. А это колокольчик динь-динь-динь. Вот как он звенит. Подойди, Люся, позвени колокольчиком. Так, а это дудочка, послушайте, как я буду на ней играть ду-ду-ду (детям дудочку в руки не дает).

А теперь послушайте, что звучит? Встаньте, поверни­тесь спиной ко мне и слушайте внимательно.

Стойте, не поворачивайтесь, послушали? Повернитесь и скажите, на чем я играла. Правильно, Наташа угада­ла, я играла на дудочке.

Еще раз отвернитесь и послушайте, что звучит. Пра­вильно, Юра, барабан».

Для усложнения игры можно ввести еще какие-ни­будь музыкальные инструменты. Например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Что я делаю?

 

Цель: различать по звуку действия с различными предметами: мяч, 2 кубика, говорящая кукла, озвучен­ный волчок и т. п.

Ход игры: дети сидят, воспитательница прячется за ширму, стоящую перед ней (ширма закрывает ее до поя­са), игрушки за ширмой. Воспитательница предлагает детям сидеть тихо, послушать и угадать, с какой игруш­кой она будет играть. Уходит за ширму, берет, напри­мер, мяч и бросает его на пол. Спрашивает одного ре­бенка: «Лена, как ты думаешь, с чем я играю?» Если ребенок не угадал, повторяет игру с мячом и спраши­вает другого.

Затем стучит кубиком о кубик или заводит волчок. Дает время детям послушать и опять спрашивает. Когда ребенок дает правильный ответ, дети и воспитательница хлопают в ладоши.

 

 

Где звенит? (Куда спрятался Вова?)

Воспитательница дает одному ребенку погремушку или колокольчик, а остальным детям предлагает отвер­нуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Няня подзывает к себе детей, чтоб их отвлечь.

Воспитательница в это время прячется где-нибудь в комнате или выходит за дверь вместе с ребенком и предлагает ему звенеть погремушкой. Дети по направ­лению звука отыскивают спрятавшегося товарища. Игра повторяется по желанию детей. В дальнейшем дети пря­чутся самостоятельно.

Дидактические игры на внимание и память

Сделай, как было

 

Цель: заметить перемену в расположении игрушек. Берутся 4—5 игрушек, знакомых детям (пирамида, авто­мобиль, кукольная кроватка, кукла).

Ход игры: 10—12 человек сидят на стульях полукру­гом. Воспитательница, сидя за детским столом перед детьми, вынимает из мешочка игрушки, рассматривает их с детьми, называет и расставляет на столе. «Посмот­рите, дети, на эти игрушки, как они лежат на столе. По­дойди к столу, Наташа, посмотри внимательно и запом­ни, где что лежит. Ты отвернешься, а я одну игрушку переложу, повернешься — скажешь, что я переложила и сделаешь, как было. Отвернись!» — Перекладывает, на­пример, куклу кладет на кровать. Обращается к Ната­ше: «Теперь посмотри и сделай, как было, скажи, где была кукла? Правильно. Кукла на кровати не лежала, она сидела вот тут на стуле». Наташа садится на место. Вызывает второго ребенка и снова повторяет то, что говорила Наташе. Когда он отвернулся, кладет, напри­мер, пирамиду на машину. Таким образом, перемещая игрушки, она предлагает по очереди сказать, что изме­нилось и сделать, как было.

Усложнение игры может быть за счет увеличения ко­личества предметов. Когда игра усвоена, можно предло­жить отвернуться всем детям, а затем вызвать одного из них, чтобы он сделал, как было.

 

Чего не хватает?

 

Цель: определить, что спрятано. Для игры исполь­зуются игрушки средней величины, можно предметы до­машнего обихода (4—8 штук).

Ход игры: 10—12 детей сидят на стульях полукру­гом. Воспитательница у стола лицом к детям.

«Дети, смотрите, что я вам принесла! Вы называйте, а я буду ставить на стол». Дети называют предметы, воспитательница ставит их на стол и еще раз называет каждый предмет. Затем воспитательница закрывает сал­феткой расставленные предметы и один из них незамет­но для детей прячет к себе на колени. Чтобы привлечь

внимание детей, считает до трех и затем снимает сал­фетку. «Дети, кто скажет, что я спрятала, чего здесь не хватает? — Кто хочет сказать? Ты, Наташа? Правиль­но, Наташа, здесь лежала куколка, вот она, возьми. Те­перь еще раз посмотрим, что у нас?» Еще раз показывает предметы, предлагает детям их назвать и таким же образом закрывает их и прячет новый предмет. Игра повторяется несколько раз.

Усложняя игру, можно вводить большее число пред­метов. Таким же образом можно проводить игру «Что прибавилось?», начиная с 3 предметов, добавляя посте­пенно до 5—6.

Изменение количества предметов на столе дает воз­можность участвовать в игре детям с разной степенью, внимания и памяти.

Сюрпризы

 

Цель: запомнить и сказать, что в пакетиках.

Берутся мелкие предметы и игрушки, завернутые каждый в бумажную салфетку (по количеству детей).

Ход игры: подгруппа 8—10 человек вокруг двух сдвинутых столов. Воспитательница приносит и ставит на стол коробку с пакетиками. «Я принесла вам короб­ку, а в ней какие-то пакетики. Интересно, что это такое? Хотите посмотреть?» Вынимает один пакетик и, прояв­ляя большую заинтересованность, разворачивает. «Что это?». Дети называют. Если дети не могут назвать пред* мет, называет его сама и ставит на стол. Затем дает пакетик одному ребенку, предлагает развернуть, ска­зать, что у него, и показать детям. Таким образом все пакетики развернуты, бумага аккуратно сложена. Все выставленное на стол рассматривается. Выясняется, для чего служит тот или иной предмет, его цвет, форма и т. п. Затем воспитательница предлагает каждому завер­нуть один предмет и положить снова в коробку. «Что ты завернула в пакетик, Наташа?, — спрашивает воспита­тельница.— А Юра? А Вова?» и т. д. Тем самым воспи­тательница заставляет каждого ребенка вспомнить на­звание завернутого им предмет

Угадай-ка!

Цель: угадывать действия других детей.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом, воспи­тательница напротив. Воспитательница предлагает одному из детей выйти из комнаты или спрятаться за шкаф, чтобы он не видел, что делают остальные дети, и показывает какое-нибудь действие, которому дети должны подражать. Например, все должны умываться, или при­чесываться, или пить из чашечки, зашнуровывать бо­тинки и т. п. Воспитательница предлагает позвать ушед­шего ребенка, говоря стихотворение, известное в детских учреждениях, которое дети за ней повторяют:

Выходи-ка, наш товарищ,

Посмотри-ка ты на нас,

Угадай-ка, наш товарищ,

Что мы делаем сейчас,

Что мы делаем, не скажем,

Что мы делаем, покажем.

Ребенок подходит к детям, воспитательница совмест­но с детьми начинают выполнять задуманное действие, угадавший садится в круг, а другому ребенку предла­гается выйти из комнаты, и игра повторяется.

Кто ушел?

 Цель: угадать, кто ушел.

Ход игры: половина группы детей сидит на стульях. Сбоку четыре стула для участников игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут угадывать, кто ушел? Вызывает 4 детей. Трое садятся в ряд, 4-й напротив них. Воспитательница предлагает ему внима­тельно посмотреть, кто сидит напротив, сказать, как их зовут, и уйти в другую комнату. Один из трех прячется» Угадывающий возвращается и садится на свое место* «Вова, посмотри внимательно и скажи, кто ушел»? Если он угадал, спрятавшийся выбегает, и все хлопают в ла­доши. Эта четверка садится на свои места, а воспита­тельница вызывает новых 4 детей, и игра возобнов­ляется.

Усложнение: увеличивать число детей и угадывать, кто ушел из 4 и 5 детей.

Занятия для развития мелкой моторики рук

 

Вышивание

Цель: втыкание шнурка в дырочки. Для занятия используются картонные полоски с вы­битыми дыроколом дырочками. К одной дырочке при­вязан шнурок или кусок сутажа с твердым кончиком (шнурки лучше цветные).

Занятие проводится индивидуально с каждым ре­бенком.

Ход занятия: воспитательница дает ребенку планку с дырочками и показывает, как надо «вышивать». Сна­чала ребенок втыкает куда попало, затем, подражая взрослому, усваивает как вдевать в дырочки по поряд­ку, чтобы получилось красиво.

После того, как ребенок овладел способом вышива­ния, нужно давать ему вышивать самостоятельно.

Взрослый следит за тем, чтобы дети бережно обра­щались со своей работой, не сгибали картонки, не рвали. После занятия все складывается аккуратно в коробку и убирается в шкаф.

Нанизывание колец

 

Цель: втыкать шнурок в отверстие колец.

Берутся кольца с небольшим просветом (1—0,5 см) или косточки от счетов, или катушки, окрашенные в ос­новные цвета.

Занятия проводятся индивидуально.

Ход занятия: воспитательница дает ребенку горсточ­ку «колец» и шнурок с закрепленным одним концом, чтобы кольца не проскакивали, показывает ребенку, как надо держать кольцо в левой руке, правой рукой брать кончик шнурка и пропускать в кольцо.

Во время занятия не следует много разговаривать, нужно дать ребенку сосредоточиться. Взрослый может предложить выбрать из общей кучки, например, красные колечки, только их и нанизывать на шнурок. Взрослый спрашивает у ребенка, какого цвета колечко. Если ре­бенок говорит неправильно, взрослый должен назвать цвет. Когда все колечки нанизаны, воспитательница свя­зывает концы шнурка, хвалит ребенка и предлагает ему убрать все в коробку. Если ребенок не устал, можно дать ему другой шнурок и другие колечки.

17 октября 2016 в 10:59

Прикреплённые файлы:

Документ: Дидактические игры

Описание файла:

Файл называется: didakticheskie-igry-dlya-detey-1-ml-gr_b43ik.doc

Это официальный файл организации «Савельева Юлия Константиновна Воспитатель», в нём содержится Дидактические игры.

Размер файла: 0,07 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.