Савельева Юлия Константиновна Воспитатель
Организация прогулок. Подготовительная группа. Зима.ЗИМА Прогулка 1
Цели: обратить внимание на красоту зимнего неба; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность, творческое воображение. Ход прогулки – Обратите внимание на красоту зимнего неба. Когда нет осадков и небо не покрыто снеговыми тучами, оно имеет красивый синий оттенок, по небу плывут кружева белых облаков. Небо кажется высоким из-за чистоты морозного воздуха. Снег, падая, захватил с собой из воздуха частички пыли и грязи, и воздух становится чистым, его хочется вдыхать снова и снова. Наблюдение за вечерним небом Цели: формировать умение видеть красоту вечернего неба, развивать любознательность; воспитывать интерес к объектам неживой природы. – Когда заходит солнце, на небе появляются звезды и луна. Обратите внимание на красоту звездного неба, на небесные тела, которые хорошо видны на темном небе. Спутница Луна всегда сопровождает нашу Землю. Солнце – это дневное небесное светило, а Луна – ночное. Луна бывает не только круглой, но и в виде серпа. Определите, в какой фазе находится луна для дальнейшего наблюдения. Приметы: декабрь теплый и сырой – к затяжной зиме и поздней и холодной весне; если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля – то это к урожаю; сухой декабрь – быть сухими весне и лету; коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето; коли же остается промежуток – урожайное. Поговорки и пословицы: зима не лето, в шубу одета; зима – хранительница полей, зимой шубка не шутка; зима лето пугает, да все равно тает; зима без снегу – не быть хлебу. Стихотворения. Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем новый год. Зима пришла Ночью ветер волком выл И по крыше палкой бил. Утром глянул в окно, Там – волшебное кино: Раскатала белый холст, Набросала светлых звезд И папахи на дома Нахлобучила зима. В. Фетисов Загадки. Выше леса, выше гор Расстилается ковер. Он всегда-всегда раскинут Над тобой и надо мной, То он серый, то он синий, То он нежно-голубой. (Небо.) Ясными ночками Гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: «Спать ложитесь, поздно!» Потому что мать – луна, А дочурки … (звезды). Дидактические игры «Найди ошибку», «Выдели слово». Подвижная игра «Пробеги тихо». Цель: учить бесшумно двигаться. Ход игры: дети делятся на группы из 4–5 человек. Выбирается водящий, который становится в середине площадки. По сигналу одна группа бежит мимо водящего. Дети должны бежать бесшумно. Если водящий услышит шум шагов, он говорит: «Стой», – и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, где слышит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону; если ошибся, они возвращаются на свои места и бегут снова. Так бегут поочередно все группы. Выигрывает та группа, которую не услышал водящий. Подвижная игра «Кот и мыши». Труд на участке: уборка территории. Прогулка 2
Цели: формировать понятие о роли солнца в жизни животных и растений; развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения. Ход прогулки Охарактеризуйте погоду. Зимой солнце не греет, поднимается невысоко, путь его становится короче, оно не успевает прогреть воздух, поэтому становится все холоднее. Наблюдение за луной Цель: формировать умение видеть красоту вечернего неба, развивать любознательность; воспитывать интерес к объектам неживой природы. – Обратите внимание на небо, на небесные объекты, которые хорошо видны вечером. После заката солнца на небе появляются космические тела, это звезды и луна. Найдите луну, рассмотрите ее и скажите, как изменился ее вид, она или уменьшилась, или увеличилась в объеме. Рассказ о фазах луны. Приметы: солнце всходит красное – на метель; кольцо вокруг солнца – к ненастью; луна светит ночью ярко, или небо без луны усыпано яркими звездами – завтра будет ясный морозный день; луна ночью будто покраснела – жди завтра ветра, тепла и снега. Поговорки и пословицы: зимой солнце сквозь слезы улыбается; зимнее солнце плохо греет; луна взошла – солнцу отдых; взошло ясно солнышко – прощай светел месяц. Стихотворения. Зима Не трещите, морозы, в заповедном бору. У сосны, у березы не грызите кору! Полно вам воронье замораживать, Человечье жилье выхолаживать! С. Маршак Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела… А. Пушкин Загадки. Голубой платок, золотой клубок По платку катается, людям улыбается. (Небо, солнце.) Блин в окошко виден Тане. То он в масле, то в сметане. Кто-то край уже отъел… Поделиться не хотел! (Луна.) Дидактические игры «Доскажи слово», «Найди ошибку». Подвижная игра «Цветные автомобили». Цель: учить в соответствии с цветом флажка выполнять действия, ориентироваться в пространстве. Ход игры: у воспитателя три флажка разного цвета. Он поднимает один или все флажки сразу. Дети, держащие такие же флажки, разбегаются по залу. Когда воспитатель опускает флажок, «автомобили» останавливаются и шагом возвращаются в «гараж». Подвижная игра «Лиса в курятнике». Прогулка 3
Цели: вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе, расширять кругозор. Ход прогулки В ветреную погоду понаблюдайте за быстро и низко несущимися облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. По веткам определите силу ветра: при слабом ветре раскачиваются только тоненькие веточки, при более сильном – ветки потолще, при сильном – самые толстые ветки. Посмотрите, как ветер срывает последние оставшиеся на ветках листья. Откуда дует ветер? Определите его силу по качающимся веткам деревьев. Проведите эксперимент по определению направления ветра (с помощью вертушек). Приметы: дует ветер, а инея нет – быть бурану; если ночью был иней – к ветру; холодные северные ветры в феврале – к урожаю; безоблачно, ветер северный – морозы усилятся. Поговорки и пословицы: декабрь-стужайло на всю зиму землю студит; декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет; декабрь – месяц лютый, спрашивает, как обутый; декабрь спросит, что летом припасено. Стихотворение В. Фетисова «Зима пришла». Встреча зимы В полдень дождь перестал, Ночь прошла. Рассвело. И, что белый пушок, Нет нигде облачка. На осеннюю грязь Воздух легок и чист, Начал падать снежок. И замерзла река. И. Никитин Загадки. Гнет к земле деревья, тучи нагоняет, Пыль с дороги темной нам в лицо бросает. И в реке, и в море волны поднимает. Кто о нем загадку, дети, отгадает? (Ветер.) Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, Людей с ног сбивает, слышишь его, Да не видишь его. (Ветер.) Дидактические игры «Так бывает или нет?», «Какое время года?». Подвижные игры «Бездомный заяц», «Птички и кошка»
Прогулка 4
Цели: продолжать знакомить с различным состоянием воды; учить наблюдать изменения в неживой природе; рассуждать, сравнивать; прививать интерес к природе, развивать речь. Ход прогулки – Рассмотрите через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле. Попробуйте разбить лед ботинками. (Он тонкий, хрупкий и быстро ломается.) Если бросить льдинки, они разбиваются на мелкие кусочки (лед твердый). Если взять льдинку в руки, она растает. Опыт со льдом. Цели: познакомить со свойствами льда (лед тонкий и хрупкий); рассмотреть кусочки льда (разбить лед лопаткой); наблюдать за таянием снега и льда (лед и снег от тепла тают). Приметы: если в морозный день с ночи теплее – к долгой стуже; если зимой тепло – летом холодно; если зимою частые туманы и много инея – будет хороший урожай; если зимой сухо и холодно, летом будет сухо и жарко. Поговорки и пословицы: зима не лето, в шубу одета; зима – хранительница полей; зимой шубка не шутка; зима лето пугает, да все равно тает; зима без снегу – не быть хлебу. Стихотворение. Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок. Ах ты, зимушка-зима, Белоснежная пришла! Загадки. Зимой греет, весной тлеет, Летом умирает, осенью оживает. (Лед.) Чист, ясен, как алмаз, Но дорог не бывает, От матери рожден И сам ее рождает. (Лед.) Дидактическая игра «Подбери похожие слова». Цели: развивать слуховое внимание; учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко. Ход игры: воспитатель произносит слова, близкие по звучанию: ложка – кошка, ушки – пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко), пушка (мушка, сушка, кукушка), зайчик (мальчик, пальчик) и т. д. Дидактическая игра «Доскажи слово». Подвижные игры «Охотник и зайцы», «Зайцы и волк». Труд на участке: помочь дворнику посыпать дорожки песком, чтобы не было скользко. Прогулка 5
Цели: формировать умение видеть красоту окружающей природы; знакомить со свойствами снега. Ход прогулки – Понаблюдайте из окна группы за падающим снегом. – Отгадайте загадку. Что за звездочки такие На пальто и на платке. Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руке. (Снежинки.) – Рассмотрите снежинки на темной поверхности. (Они разной формы.) Полюбуйтесь красотой и неповторимостью их форм. Попробуем вылепить снежки. Опыт «Установление зависимости свойства снега от температуры». Ход опыта: принести снег в помещение и попробовать вылепить снежки. Почему снег стал липким? На вечерней прогулке продолжить наблюдение за падающим снегом. – Потрогайте снег. Какой он? (Рассыпчатый, белый, искристый, холодный, пушистый.) Снимите варежки и поймайте снежинки на ладонь, какие они? Приметы: если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется; если первый снег упадет на сухую землю – то опять сойдет; первый прочный снег падает с ночи; зимой снег глубокий – летом хлеб высокий. Поговорки и пословицы: снег на полях – хлеб в закромах; зима без снегу – не быть хлебу; первый снежок не лежок; много снега – много хлеба. Стихотворения. Первый снег Утром на лужицах тоненький ледок. В воздухе кружится первый снежок, Вышли ребята из детского сада. Первый снежок – ребятишкам отрада. снежинки Легкие, крылатые, как ночные бабочки, Кружатся, кружатся над столом у лампочки. Собрались на огонек. А куда им деться? Им ведь тоже, ледяным, хочется погреться. И. Бурсов Загадки. Белой стайкой мошкара Вьется, кружится с утра, Не пищат и не кусают, На ладони сразу тают. (Снежинки.) Нахмурилось небо (наверно, не в духе!). Летают, летают белые мухи! И носятся слухи, что белые мухи Не только летают, но даже – не тают! (Снежинки.) Дидактические игры «Кто больше назовет действий?», «Так бывает или нет?». Русская народная игра «Казаки-разбойники». Цели: познакомить с народной игрой; развивать ловкость. Ход игры: «казаки» находят место – «темницу»; «разбойники» тем временем прячутся. «Разбойник» считается пойманным, если «казак» до него дотронулся прутиком (нагайкой). «Разбойник», которого взяли в плен, не имеет права убегать. Всех пленных приводят в темницу, охраняемую «казаком». «Разбойники» могут освободить своих товарищей из темницы, дотронувшись до них. Но если в этот момент они сами будут пойманы «казаком»-сторожем, то также попадают в темницу. Игра считается законченной, когда все «разбойники» окажутся в темнице. Русская народная игра «Картошка». Цели: познакомить с народной игрой; учить перебрасывать мяч. Ход игры: игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Тот, кто уронит мяч, – садится в круг, становясь «картошкой». Когда «картошки» набирается много, более 5 игроков, она начинает расти: игроки в кругу берутся за руки и постепенно поднимаются. Мяч перебрасывать через них становится трудно, и тогда «картошку» выбивают: один игрок бросает мяч другому, тот отбивает мяч и должен попасть в «картошку». Если попадает, человек выходит, если нет, он сам становится «картошкой». Труд на участке: расчистка снега на веранде и участке. Прогулка 6
Цели: продолжать знакомить с явлениями природы; формировать познавательный интерес, умение наблюдать за окружающим миром. Ход прогулки – Понаблюдайте за тем, как меняется все вокруг, когда идет снег. Полюбуйтесь красотой этого явления! Снег падает – это явление называется снегопадом (хлопьями падает снег, медленно опускаются снежинки на землю, крыши, забор и т. д.). Рассмотрите, какие большие сугробы намело. (Провести опыт.) – Как падает снег? Если ветра нет, снежинки падают на землю не спеша, если есть ветер, то по падению снежинок можно определить его направление. Полюбуйтесь красотой падающего снега в свете фонарей. Приметы: снег идет большими хлопьями – к оттепели; лег снег на морозную голую землю – хлеб будет, а на сырую – нет; если ночью был иней, днем снег не выпадет; первый прочный снег падает с ночи. Поговорки и пословицы: не то снег, что метет, а то, что сверху идет; снег земле кормилец – что теплый кожух; снег глубок – хлеб хорош; снега надует – хлеба прибудет. Стихотворения. Зима Уж ты, зимушка-зима, Зима вьюжная была, Все крутила, все мела – Примораживала, Калинушку с малинушкой заламывала, Всю травку повызнобила, С шелковой травы цветы повысушила. Загадки. Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, Коль поймаешь на ладонь. (Снег.) На крышу избушки Легли белые подушки. Только солнце припечет, Пух водою потечет. (Снег.) Опыт «Первые заморозки». Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха. Ход опыта: в две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, другая остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Наблюдается, что произошло с водой: в одной банке вода замерзла, в той, что была в группе, вода осталась прежней. Вывод: на холоде вода замерзает, превращаясь в лед; жидкость превращается в твердое вещество. Дидактическая игра «Где что можно делать?». Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации. Ход игры: воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Игра в виде соревнования. – Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать пение птиц, отдыхать.) – Что делают в больнице?.. – Что можно делать на реке?.. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?». Подвижные игры «Птички и кошка», «Самолеты». Прогулка 7
Цель: развивать эстетическое восприятие природных явлений. Ход прогулки В солнечный день обратите внимание на красоту зимнего пейзажа (все вокруг белым-бело: дома, земля, растения, снег сверкает на солнце, хрустит под ногами, небо голубое, все деревья покрыты расписным белым кружевом). Мороз и солнце – день чудесный! Воздух морозный и чистый. Во время вечерней прогулки обратите внимание на красоту вечернего пейзажа. Воздух морозный и чистый. Вечерний пейзаж отличается от дневного. Вечером снег по особенному переливается в свете фонарей, деревья кажутся загадочными в полумраке, становится холоднее, и поэтому снег сильнее хрустит под ногами. Сравните красоту дневного и вечернего пейзажа. Приметы: декабрь теплый и сырой – к затяжной зиме и поздней и холодной весне; если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля – то это к урожаю; сухой декабрь – быть сухими весне и лету; коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето; коли же остается промежуток – урожайное. Поговорки и пословицы: зима не лето, в шубу одета; зима – хранительница полей; зимой шубка – не шутка; зима лето пугает, да все равно тает; зима без снегу – не быть хлебу. Стихотворения. Зима Не трещите, морозы, В заповедном бору. У сосны и березы Не грызите кору. Полно вам воронье Замораживать, Человечье жилье Выхолаживать! С. Маршак Она пришла такая снежная, Укрыла белыми одеждами Леса, поля, дома и улицы. То тихая, то вихрем кружится, То ласкова – всем очень нравится, То злющая – за нос кусается, То оттепель пошлет непрошено, То забросает всех порошею. Она художница прилежная, Все разрисует в царство снежное. Развесит кружево из инея, Такая сказочно красивая. Загадки. В этот месяц, что ни год, Настает зимы черед. Слышно, как трещат морозы И чуть слышно снег идет. (Декабрь.) Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня… (зима). Дидактическая игра «Какая, какой, какое?». Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному предмету, явлению; активизировать усвоенные ранее слова. Ход игры: воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая… Пальто – теплое, зимнее, новое, старое… Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая… Дом – деревянный, каменный, новый, панельный… Солнце – летнее, зимнее, теплое… Дидактическая игра «Подбери похожие слова». Подвижные игры «Замри», «Ловишки». Труд на участке: уборка территории и дорожек от снега. Прогулка 8
Цели: закреплять знания о деревьях, различных их частях; учить различать виды деревьев; продолжать учить описывать растения, отмечая их различия и сходство между собой, характерные признаки. Ход прогулки – Обратите внимание на растения. В морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками. Приметы: если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая; иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели; снег прилипает к деревьям – тепло будет; если зимой шумят деревья – ожидай оттепели. Поговорки и пословицы: зима лето пугает, да все равно тает; зима без снегу – не быть хлебу; зима резвится не только в лесу, а у нас на носу; зима лодыря морозит. Стихотворения. Деревья зимой Деревья зимою, деревья зимою Пронизаны ветром и стужей самою. И старые сосны, и острые ели Встают, как солдаты, навстречу метели. В пургу по колени буранами гнутся, Вершинами машут… Сдают? Не сдаются! М. Дудин Деревья спят Вот и мороз – забыта осень… Затих, застыл веселый лес. Под низкой крышею небес Деревья спят, одежды сбросив. И не тревожит их немало Ни ветра свист, ни вьюги вой: Закутала их с головой Зима в свой снег, как в одеяло. Теперь их только по весне С дождем желанным гром разбудит… Деревья спят, совсем как люди. И день за днем растут во сне. К. Чомов Загадки. Его весной и летом мы видели одетым. А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели. (Дерево зимой.) Нам в дождь и в зной поможет друг, Зеленый и хороший – Протянет нам десяток рук И тысячи ладошек. (Дерево.) Дидактические игры «Закончи предложение», «Где что можно делать?». Подвижные игры «Охотник и зайцы», «Найди себе пару». Труд на участке: очистка дорожек от снега и посыпание их песком. Прогулка 9
Цели: продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц. Ход прогулки – Обратите внимание, что не все птицы садятся на кормушку. Важно помочь птицам в самый холодный месяц. Поищите глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдают за кормушкой и ее посетителями. Назовите, откуда вороны ведут свое наблюдение (с забора, дерева, с крыш соседних домов). Птицы выбирают себе разные места: вороны – на толстых ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби на карнизах жилищ. – Понаблюдайте за воробьями и воронами. Сравните их по величине (воробей маленький, ворона большая), внешним признакам (глаза, клюв, ноги, крылья) и характерным повадкам (как обнаруживают корм, как прилетают к нему, клюют его). Вечером птиц становится все меньше, они прячутся на ночь в укрытия, на деревья, под крыши домов. Приметы: если вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркают и чистятся – зимой к снегу; вьются вороны зимой в воздухе – это к снегу; если птицы спустились и садятся на землю – будет оттепель; птица хохлится – к непогоде. Поговорки и пословицы: всякая птица своим пером гордится; всякая птица своим клювом сыта; у каждой пташки – свои замашки; вороне соколом не быть. Стихотворения. Птицы зимой У еле приметной дорожки Насыпаны зерна и крошки, Слетайтесь, слетайтесь, пичуги. Теперь не страшны вам холодные вьюги, Ведь в зимние лютые вьюги Должны мы помнить друг о друге. Кормушки Сделаем кормушки, насыплем зернышки – Пусть не голодают зимой воробышки. Загадки. Снится ночью червяку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла… А кого червяк боится? Угадали? Это… (птица). Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь.) Дидактические игры «Какое что бывает?», «Какая, какой, какое?». Подвижная игра «Птички и кошка». Подвижная игра «Птицы и автомобиль». Цель: развивать слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения. Ход игры: Воспитатель. Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке. Прилетели птички, птички-невелички, Весело скакали, зернышки клевали. Дети-«птички» «летают» и прыгают. Садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит. Тра-та-та, берегись, посторонись». Дети-«птички» убегают от «автомобиля». При повторении дети произносят слова вместе с воспитателем. Труд на участке: пополнить кормушки. Прогулка 10
Цели: развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы; формировать умение видеть прекрасное в окружающем мире. Ход прогулки Во время снегопада рассмотрите снежинки через увеличительное стекло, определите форму, сосчитайте лучи, полюбуйтесь красотой снежинок, придумайте, на что они похожи. (Снежинки похожи на звездочки, на цветки, на иголочки, сложенные вместе.) Вывод: снежинки бывают разной формы. Рассмотрите снежинки на разной поверхности. Они лучше видны на темном материале и совсем не видны на светлом. Приметы: снег идет большими хлопьями – к оттепели; первый сухой снег обещает хорошее лето. Поговорки и пословицы: зимний денек с воробьиный скок; зимний тулуп всякому люб; в зимний холод всякий молод; в зимней шубке и морозы – шутка. Стихотворения. Снежинка Белая узорная звездочка-малютка, Ты слети мне на руку, посиди минутку. Покружилась звездочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке. Н. Садовский С неба звезды падают, лягут на поля, Пусть под ними скроется черная земля. Много-много звездочек тонких, как стекло! Звездочки холодные, а земле тепло. Загадки. Из-под облачных высот Быстрый ветер их несет. Мчат, друг дружку обгоняя, Как одна большая стая. (Снежинки.) Вот так загадка! Глянешь – летает, На нос присядет – сразу растает. (Снежинка.) Дидактическая игра «Что умеют делать звери?». Цели: расширять в сознании смысловое содержание слова; учить создавать самые разнообразные словесные сочетания. Ход игры: дети превращаются в зверей. Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно, получает картинку с изображением животного. – Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу. – Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д. Дидактическая игра «Закончи предложение». Подвижные игры «Дети и волк», «Лягушки». Прогулка 11
Цели: развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность. Ход прогулки Обсудите защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдайте за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Почему появились воронки? Потрогайте темную и светлую одежду и убедитесь, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравните появление воронок у березы и у клена. Что такое наст? Когда он появляется и почему? Для чего надо собирать снег вокруг деревьев? (Снег, как одеяло, защищает корни растений от морозов.) Приметы: если в морозный день с ночи теплее – к долгой стуже; если зимой тепло – летом холодно; если зимою частые туманы и много инея – будет хороший урожай; если зимой сухо и холодно, летом будет сухо и жарко. Поговорки и пословицы: снежок подпал и следок застлал; снега нет, и следа нет; не то снег, что метет, а то, что сверху идет; снег земле-кормилице – теплый кожух. Стихотворение. Снег Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И. Суриков Загадки. Подморозило вчера, налетела мошкара, И от этой мошкары стали белыми дворы. Тает он в руке, дружок, Первый, ласковый … (снежок). Как будто белой скатертью Он крышу застелил. В серебряные платьица Деревья нарядил. (Снег.) Опыт «Защитные свойства снега». Цель: познакомить со свойствами снега. Ход опыта: поместите баночки с одинаковым количеством воды: на поверхности сугроба, заройте неглубоко в снег, заройте глубоко в снег. Понаблюдайте за состоянием воды в баночках. Сделайте выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания. Выводы: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода; корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растению. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?». Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса. Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать. Метель – метет, вьюжит, пуржит. Дождь – льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет… Ворона – летает, каркает, сидит, ест, вьет, присаживается… и т. д. Дидактическая игра «Какое что бывает?». Подвижные игры «Улиточка», «Пузырь». Прогулка 12
Цель: продолжать обучать описывать растения, отмечая их различия и сходство, характерные признаки. Ход прогулки – Обратите внимание на растения, которые стоят без листвы. Зимой особенно хорошо видны все различия между деревьями и кустарниками. Найдите отличия и сходства между растениями. Найдите на участке и назовите уже знакомые растения. Подойдите к ним, поздоровайтесь, потрогайте кору руками, погладьте растения. Приметы: если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется; если первый снег упадет на сухую землю – то опять сойдет; первый прочный снег падает с ночи; зимой снег глубокий – летом хлеб высокий. Поговорки и пословицы: не велик мороз, да краснеет нос; мороз не велик, да стоять не велит; не страшен мороз, когда тепло укрыт нос. Стихотворение. Деревья Деревья – украшение нашей земли, Без них не живут муравьи, соловьи, Ни звери, ни ягоды, ни грибы, Ни люди, ни птицы и ни слоны. Варежки на ветках Как птица в оперенье ледяном, Бушует ветер злой в краю лесном. Мерзнут у сосны и елки Пальчики-иголки… Удалой снежок примчал, Всем им варежки связал, Вы не видели, ребята, Этих варежек мохнатых? К. Назыров Загадки. Много рук, а нога одна. (Дерево.) Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. (Дерево.) Дидактические игры «Придумай другое слово», «Что умеют делать звери?». Подвижная игра «Мышеловка». Цели: развивать ловкость, умение быстро действовать после сигнала. Ход игры: делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг – «мышеловку». Остальные – «мыши». Они находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и, начиная ходить по кругу, говорят: Ах, как мыши надоели, Развелось их – просто страсть. Все погрызли, все поели, Всюду лезут – вот напасть. Берегитесь же, плутовки, Доберемся мы до вас. Вот захлопнем мышеловку И поймаем сразу вас! Затем дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. «Мыши» вбегают в «мышеловку» и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя: «Хлоп!» – дети, стоящие по кругу, опускают руки и садятся. Пойманные «мыши» становятся в круг. Когда большая часть «мышей» поймана, дети меняются ролями. Подвижная игра «Охотник и зайцы». Труд на участке: сбор снега в лунки вокруг деревьев и кустарников. Прогулка 13
Цели: формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать дружелюбное заботливое отношение к птицам. Ход прогулки – Обратите внимание на нахохлившихся воробьев и ворон, им холодно, и они распушают перья, чтобы согреться. Птицы прилетают ближе к человеку, надеясь, что он покормит их. Птицам, чтобы не умереть от холода, надо употреблять больше пищи. Разные птицы употребляют разный корм. Понаблюдайте, какие птицы что предпочитают, для того чтобы класть этого корма побольше в кормушки. Скачет, скачет воробей, Кличет маленьких детей: – Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою. Чик-чирик! Наблюдение за поведением птиц Воробьи предпочитают хлебные крошки, семечки, остатки печенья, всевозможные каши, зернышки; вороны всеядные, поэтому им все равно, что есть, синички кормятся зернами, но очень любят сало. Приметы: если вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркают и чистятся – зимой к снегу; вьются вороны зимой в воздухе – это к снегу; птицы спустились и садятся на землю – будет оттепель; птица хохлится – к непогоде. Поговорки и пословицы: мала синичка, да коготок остер; покорми птиц зимою – послужат тебе весною; и птица чует, что холод будет; глупа птица, которой свое гнездо не мило. Загадка. Пусть я птичка-невеличка, У меня, друзья, привычка – Как начнутся холода, Прямо с севера сюда. (Снегирь.) Дидактическая игра «О чем я сказала?». Цели: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них. Ход игры: воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто и много разных предметов называем этими словами. Головка – голова человека, девочки, куклы, лука, чеснока. Иголка – у шприца, елки, сосны, швейная иголка, у ежика… Нос – у человека, парохода, самолета, чайника… Ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?». Подвижная игра «Птички и кошка». Подвижная игра «Воробушки». Цели: активизация звука [ч’] в звукоподражании; развитие ловкости. Ход игры: дети (воробушки) сидят на скамейке (в гнездышках) и спят. На слова педагога: В гнезде воробушки живут, И утром рано все встают. Дети раскрывают глаза, громко говорят: Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик! Так весело поют. После этих слов дети разбегаются по участку. На слова педагога: «В гнездышко полетели!» – возвращаются на свои места. Труд на участке: очистка кормушек от снега и пополнение их разнообразным кормом. Прогулка 14
Цели: формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в неживой природе; уточнить представления о свойствах снега, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность. Ход прогулки – Охарактеризуйте погоду. Какая она (пасмурная, солнечная, идет снег, есть ли ветер и т. д.). Проведите опыт со снегом: с одной руки снимите варежку, а на другой оставьте и поймайте снежинки. Посмотрите, где они растают скорее. Приметы: облака движутся против ветра – к метели; облака движутся с севера на юг – к ясной погоде; сухой декабрь – быть сухими весне и лету; утро красное – быть декабрю ясным. Поговорки и пословицы: зимний денек с воробьиный скок; зимний тулуп всякому люб; в зимний холод всякий молод; в зимней шубке и морозы – шутка. Стихотворения. Зима Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле белело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно… И. Суриков Зима Она пришла такая снежная, Укрыла белыми одеждами Леса, поля, дома и улицы. То тихая, то вихрем кружится, То ласкова – всем очень нравится, То злющая – за нос кусается, То оттепель пошлет непрошено, То забросает всех порошею. Она художница прилежная, Все разрисует в царство снежное, Развесит кружево из инея, Такая сказочно красивая. Загадки. Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины? (Зима.) Придет неслышными шагами, Незримой стужею дохнет И, все вокруг покрыв снегами, Вдруг всем нам уши надерет: Зачем, мол, вы в такой мороз Из дома высунули нос? (Зима.) Дидактическая игра «О чем еще так говорят?». Цели: закреплять и уточнять значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу. Ход игры: подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать: Идет дождь: идет – снег, зима, мальчик, собака, дым. Играет – девочка, радио… Горький – перец, лекарство… и т. д. Дидактическая игра «Придумай другое слово». Подвижные игры «Замри», «Жмурки с колокольчиком». Прогулка 15
Цели: закреплять знания о деревьях, различных их частях; учить отличать различные виды деревьев; воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам. Ход прогулки – Обратите внимание на деревья, назовите их отличительные признаки. Найдите березу, охарактеризуйте ее внешний вид, чем она отличается от других деревьев. (Это дерево – единственное в природе, у которого белая кора с черными штрихами. Ветви опущены вниз, хорошо просматриваются зимой.) Сравните это дерево, например, с дубом. Найдите отличия и сходства деревьев. Приметы: снег прилипает к деревьям – тепло будет; если зимой шумят деревья – ожидай оттепели; если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая; иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели. Поговорки и пословицы: кто с дерева кору снимает – его убивает; не суди о дереве по коре; растение – земли украшение; старые деревья молодые охраняют. Стихотворения.
Береза Рано утром встает она солнце встречать, Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь. И, наверно, на свете нет березы родней, Ведь береза – частица России моей. Загадки. Вы меня узнаете по простой примете: Нет дерева белей на свете. (Береза.) Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок, Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.) Дидактическая игра «Что это значит?». Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов. Ход игры: можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение? Свежий ветер – прохладный. Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся. Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная. Свежая газета – новая, только что купленная. Свежая краска – незасохшая. Свежая голова – отдохнувшая. Глухой старик – тот, кто ничего не слышит. Глухая ночь – тихая, безлюдная, темная. Глухой лай собак – отдаленный, плохо слышный. Дидактическая игра «О чем я сказала?». Зимняя забава «Пробеги и не задень». Цель: развитие ловкости движения. Ход игры: из больших снежков выкладывают цепочку. Задача игроков – пробежать между снежками и не задеть их. Русская народная игра «Снежная баба». Цель: развитие двигательной активности. Ход игры: выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая. Баба Снежная стоит, Утром дремлет, днями спит, Вечерами тихо ждет, Ночью всех пугать идет. На эти слова «Снежная баба» просыпается и догоняет детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой». Прогулка 16
Цели: развивать интерес ко всему живому, окружающему нас, познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность. Ход прогулки – Обратите внимание, что все стекла разрисованы красивыми, причудливыми узорами, сквозь которые просвечивается солнце. Кажется, что окно вспыхивает розовыми огоньками. Это мороз разрисовал стекла, значит, на улице холодно. Рисунок иголочками – это замерзшая вода на стекле. Опыт: приложите пальчик к стеклу и подержите несколько секунд. Что произойдет? (Узор растает.) Почему? Если солнца не было, то морозные узоры хорошо видны весь день. На улице, если потрогать стекло, оно будет гладким. Узоры расположены внутри помещения. Приметы: облака движутся против ветра – к метели; облака движутся с севера на юг – к ясной погоде; если ночью был иней, днем снег не выпадет; первый прочный снег падает с ночи. Поговорки и пословицы: декабрь старый год кончает; декабрь новому году новым счастьем дорожку стелет; декабрь-стужайло на всю зиму землю студит; декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет. Стихотворения. Мороз Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, Он узоры на стекле. Это клен, а это ива, Вот и пальма предо мной, Как рисует он красиво, Белой краскою одной. Загадки. Вырос лес, белый весь, Пешком в него не войти, На коне не въехать. (Морозный узор на окне.) Художник-невидимка По городу идет: Всем щеки нарумянит, Всех за нос ущипнет. А ночью он, пока я спал, Пришел с волшебной кистью И на окне нарисовал Сверкающие листья. (Мороз.) Дидактические игры «Когда ты это делаешь?», «О чем еще так говорят?». Русская народная игра «Утка и селезень». Цель: развитие быстроты движения. Ход игры: все дети становятся в круг, в середине находится «утка», за кругом – «селезень», он ловит «утку» (как в игре «Кошки-мышки»). Селезень ловит утку, Молодой ловит серую. Поди, утка, ты домой. Поди, серая, ты домой. У тебя семеро детей, Восьмой – селезень. Татарская народная игра «Лисичка и курочки». Труд на участке: помощь дворнику в уборке снега с дорожек и веранды. Прогулка 17
Цели: упражнять в определении состояния погоды; формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений; устанавливать простейшие связи между ними. Ход прогулки – Расскажите, какая погода, что происходит на улице (идет снег, дует ветер, светит солнышко и т. д.). Чем зимняя погода отличается от летней? Вспомните, как вы были одеты летом, а как сейчас? В какие игры играли летом, а что делаете зимой? Сравните погоду с утренней. (К вечеру становится холоднее, усиливается ветер.) Приметы: если первый снег в декабре плотный, мокрый и тяжелый – ожидается влажное лето, если сухой, легкий – сухое лето; коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето; коли же остается промежуток – урожайное. Поговорки и пословицы: чем крепче зима, тем скорее весна; готовь зимой телегу, а летом сани; все зимой сгодится, что летом уродится; растет день – растет и зима. Стихотворения. Зима Вот зима пришла серебристая, Белым снегом замела поле чистое. Днем с детьми на коньках все катается, Ночью в снежных огоньках рассыпается… В окнах пишет узор льдом-иголочкой И стучится к нам во двор со свежей елочкой. Р. Кудашева Загадки. Снег на полях, лед на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой.) Наступили холода, Обернулась в лед вода, Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь, В спячку впал в бору медведь. 17 октября 2016 в 10:50
Прикреплённые файлы:Документ: Организация прогулок. Подготовительная группа. Зима. Описание файла:Файл называется: progulki-zima-leto_b43ik.docx Это официальный файл организации «Савельева Юлия Константиновна Воспитатель», в нём содержится Организация прогулок. Подготовительная группа. Зима.. Размер файла: 0,36 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.